При проектировании скейт парка профессиональный дизайнер получает вызовы, ведь им должны учитываться многие факторы, которые можно разделить на две категории:
В этой статье мы более подробно поговорим о задачах, которые решаются проектировщиком при разработке в первую очередь.
Основное отличие скейтпарка от других спортивных площадок состоит в высокой популярности этого места активного отдыха. Администрация любого парка культуры и отдыха сообщит вам о том, что скейтпарк – это всегда самая популярная зона на всей территории. Другие площадки, например, теннисный корт используется только во время игры, но между ними будет пустовать, площадку для воркаута посетители используют в среднем в течение часа. Но вы же помните, что мы занимаемся проектированием парка для экстремальных видов спорта? Так вот в отличие от перечисленных ранее, экстремальные райдеры используют скейтпарк каждый день, зачастую по несколько часов подряд. Скейт площадка работает на полную мощность в часы пик (летние дни и время после школы), может быть даже перегружена (вмещать больше людей, чем это было бы комфортно), и даже в остальное время вряд ли он будет пустовать, почти всегда там будет кататься даже небольшая компания людей. Скейтпарки в регионах с более тёплым климатом используются от рассвета до заката. К этой задаче нужно отнестись серьёзно, если вы хотите получить успешный проект скейт парка, который прослужит долго и будет нравиться посетителям.
Для многих райдеров скейт парк – второй дом. И как и в доме, в скейтпарке есть «комнаты» или зоны. Они, как и в доме, образуются в зависимости от цели, а их вместимость варьируется от того, сколько людей будет использовать комнату одновременно. Комнаты бывают большими, маленькими, и могут иметь переходы (коридоры).
В скейтпарках тоже может быть различная планировка. Иногда скейтпарк может быть одной большой «комнатой», которую делят все райдеры. Иногда он может иметь несколько таких «комнат»: это удобно в случае заполненности одной – райдер всегда может пойти в другую. Чем больше этих зон-«комнат» в парке, тем больше его вместимость.
При слишком маленьком количестве зон, парк может превратиться в место безумия, где райдеры могут начать ездить не пропуская друг друга, нарушая этикет, правила безопасности и сметая все на своем пути. Рассмотрим пример: парк площадью 350 кв. м. и вместимостью до 30 человек. Если в скейт парке две зоны, то одновременно кататься могут 2 человека, остальные 28 будут ждать своей очереди или просто отдыхать поблизости.
Здесь можно сделать вывод, что чем больше зон, тем больше райдеров могут кататься одновременно, и, соответственно, лучше скейтпарк. Отчасти, это правда, но в таком подходе есть свой минус: скейт площадка больше не будет ощущаться единым пространством, она будет похожа на простой набор препятствий. Так как обычно райдеры используют зоны, которые как-то связаны между собой и перемещаются от одного препятствия к другому, то данный критерий очень важен.
Среди райдеров это называется «флоу» (с англ. Flow – поток). Если фигуры в парке расположены так, что можно перемещаться по ним и делать на них трюки, то такой скейтпарк имеет хороший «флоу». С одной стороны, скейтпарк может быть с огромным количеством зон, большой вместимостью, но низким «флоу», также он может быть с высоким «флоу», все споты будут связаны между собой в единой зоне, но это превратится в сумасшествие и повлечет столкновения. Да, возможно этот нюанс больше свойственен скейт паркам на деревянном и металлическом каркасе, а в меньшей степени бетонным паркам, но всё же это один из важнейших факторов для всех типов, независимо от материала. Таким образом, перед профессиональным проектировщиком скейт парков стоит дилемма: как разработать проект, с оптимальным количеством зон, учитывающих оптимальное количество видов спорта и удобным перемещением по ним.
В экстремальном спорте (скейт, BMX, ролики, кик скутер) существует множество дисциплин, но самые популярные из них в наше время - это «стрит» и «парк». Популяризация привела к их включению в список олимпийских дисциплин: скейтбординг «стрит», скейтбординг «парк», BMX «парк фристайл». Конечно, каждый хочет видеть скейтпарк, относящийся к своей дисциплине, и раньше между райдерами были споры. Отличия фигур в разных стилях существенны:
«Стрит» (street – с англ. улица) имитируют архитектуру города, фигуры представлены в геометрических формах, и большинство современных райдеров катаются в этой дисциплине, так как она им более привычна, многие начинали именно с катания на улицах.
Дизайн площадки в дисциплине «Парк» имеет криволинейные формы, которые напоминают пустые бассейны, чаши, халфпайпы. Этот стиль стал менее популярным, но фигуры никогда не пустуют: такой парк привлекает более широкий спектр уровней катания, от новичка до профессионала.
Раньше райдеры разделялись по дисциплинам очень строго, и даже гордились этим, но сейчас стало модно быть «универсальным райдером», то есть уметь кататься на всех типах препятствий с одинаковой легкостью. Отчасти, на это повлияло то, какие скейтпарки стали строиться: если раньше они были только с криволинейными формами (и был подъем стиля Vert, Park) а другие райдеры катались на улицах, то современный дизайн включает в себя оба типа геометрических форм, без строгих различий в стилистике или разделения территорий по стилям.
Создавая проект скейтпарка, самые сложные задачи, которые стоят перед дизайнером, и минимум это: